Использование средств фитбол-гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста

 

Одним из приоритетных направлений деятельности учреждений дошкольного образования Республики Беларусь является формирование адаптивной здоровьесберегающей среды, ориентированной на возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы и предпочтения.

 Важным условием совершенствования здоровьесберегающей среды детского сада является внедрение современных средств оздоровления в систему физического воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся упражнения с применением спортивного инвентаря и оборудования нового поколения, в том числе и больших гимнастических мячей – фитболов. Именно поэтому актуальность приобретает умение педагогов эффективно использовать фитбол-гимнастику в практике физкультурно-оздоровительной работы.

  Средства фитбол-гимнастики, используемые в физическом воспитании детей дошкольного возраста, можно объединить в три группы по содержательному признаку:

1-я группа: гимнастические упражнения (основное средство);

2-я группа: подвижные игры (основное средство);

3-я группа: музыкальное сопровождение (вспомогательное средство).

  Представленная классификация средств фитбол-гимнастики поможет педагогам рационально применять их в зависимости от поставленных задач.

 Гимнастические упражнения с фитболами дифференцированы на общеразвивающие, динамические и музыкально-ритмические.

 Общеразвивающие упражнения с фитболами – это специально разработанные движения для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые выполняются с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме, темпе и сгруппированы по принципу комплекса. В структуре комплекса мячи используются в качестве опоры, отягощения или препятствия. Они обеспечиваюи подготовку организма детей к предстоящей физической нагрузке и включаются, как правило, в начале основной части физкультурного занятия. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) с фитболами опираются на классическую методику проведения ОРУ с детьми дошкольного возраста.

  Характерные особенности ОРУ с фитболами: четкая структура, подсчет для детей среднего и старшего дошколнього возраста, коллективная согласованность двигательных действий. Для детей младшего дошкольного возраста подсчет не используется. Характерные моменты движения педагог подчеркивает словами, часто в образной форме.

  Динамические упражнения с фитболами имеют имитационно-игровой характер и способствуют в первую очередь укреплению всего мышечного и опорно-двигательного аппарата ребенка. Для динамических упражнений свойственна работа скелетных мышц в изотоническом режиме, т.е. чередование периодов сокращения мышц с периодами расслабления, что сопровождается изменением их длины. В эту группу входят разновидности передвижений с мячом (ходьба, бег, прыжки и др.), специальные упражнения, направленные на воспитание физических качеств и совершенствование двигательных способностей детей (силы, гибкости, координации, равновесия и др.).

  При выполнении динамических упражнений с фитболами создаются условия для анатомического воздействия на определенные мышечные группы рук и плечевого пояса, ног и тазовой области, туловища, а также на суставы, связки, внутренние органы и органы чувств. В работе с ослабленными детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии, применяются специальные динамические упражнения корригирующего и профилактического воздействия. Отличительные особенности динамических упражнений с фитболами от общеразвивающих – это отсутствие подсчета при их выполнении и требований к коллективной согласованности действий. Педагог показывает воспитанникам упражнение, объясняет его технику, а затем дети повторяют движение в индивидуальном темпе и ритме.

    Музыкально-ритмические упражнения с мячами охватывают комплексы фитбол-аэробики, танцевальные движения и импровизации, элементы ритмики и хореографии, спортивных танцев с обязательным использованием музыкального сопровождения. Структура комплекса фитбол-аэробики состоит из несложных физических упражнений, которые выполняются из разных исходных положений (сто возле мяча, сидя и лежа на мяче, с мячом в руках и др.) без пауз для отдыха, в умеренном темпе, определяемом звучащей музыкой.

  При разучивании комплексов фитбол-аэробики с детьми младшего и среднего дошкольного возраста используется преимущественно игровой метод, который основан на выполнении имитационных движений, соответствующих содержанию музыкального произведения. Удачно подобранный образ каждого упражнения позволяет повысить не только интерес детей к занятию, но и эффективность обучения в целом. Дети старшего дошкольного возраста учатся выполнять музыкально-ритмические упражнения с фитболами четко и выразительно, в соответствии с темпом и ритмом музыки. Это развивает способность детей свободно управлять отельными частями своего тела и перемещать их в пространстве, согласованность движений во времени и контролировать степень их правильности, что, в свою очередь, формирует эстетическую осмысленность двигательных действий и творческое отношение к занятиям.

  Как известно, игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, а подвижная игра – ценнейшее средство разностороннего воспитания его личности. Поэтому подвижные игры в структуре занятий фитбол-гимнастикой занимают существенное место. К ним относятся: подвижные игры с мячами высокой и малой интенсивности, игры соревновательной направленности, игры-эстафеты. В подвижных играх широко используются многофункциональные свойства фитбола: как предмета, который  перемещают (прокатывают, подбрасывают, переносят и др.), перемещают (прокатывают, подбрасывают, переносят и др.); как препятствие, которое преодолевают (обегают, перелезают, перешагивают и др.; как опоры, на которой прыгают, сидят, лежат; как ориентира в пространстве, который находят в меняющих игровых ситуациях.

 Большой восторг у детей вызывают подвижные игры высокой интенсивности сюжетного и бессюжетного характера с разнообразным двигательным содержательным содержанием: прыжками на фитболах, бегом и ходьбой и другими перемещениями с мячами и без них. Каждый творческий педагог в состоянии придумать

  Авторские игры с фитболами или адаптировать хорошо знакомые подвижные игры («Хитрая лиса», «Охотники и утки», «У медведя во бору» и др.) к задачам занятий фитбол-гимнастикой.

  Основное предназначение подвижных игр малой интенсивности с фитболами – восстановление пульса и дыхания ребенка после физической нагрузки. В их содержание включаются малоподвижные двигательные действия, связанные с удержанием равновесия или определенной позы в разных исходных положениях (сидя, лежа на мяче, с мячом в руках и др.), неактивные перемещения с мячом, игровые упражнения на дыхание или расслабление.

  При проведении подвижных игр с фитболами создаются широкие возможности для формирования у детей творческих способностей и выразительных движений. Самостоятельное создание новых вариантов и оригинальных комбинаций движений, названий к выполняемым движения в ряде подвижных игр («Покажи движение», «Придумай фигуру», «Замри», «Море волнуется» и др.) имеет ярко выраженную творческую и эстетическую направленность.

  Игры соревновательной направленности и игры-эстафеты с фитболами станут украшением любого физкультурно-оздоровительного мероприятия. Они предполагают выполнение индивидуальных или командных соревновательных действий с мячом: бег и прыжки наперегонки, преодоление препятствий, ориентировка в пространстве и во времени и др. Такие игры совершенствуют двигательные умения с фитболами в условиях состязаний, воспитывают волевые и нравственные качества детей – целеустремленность, настойчивость, чувство ответственности не только за свои личные результаты, но и за результаты всей команды.

  Большое значение в использовании средств фитбол-гимнастики имеет музыкально сопровождение, которое стимулирует интерес детей к содержанию обучения, улучшает их эмоциональное состояние, способствует повышению работоспособности, а также более быстрому и точному овладению двигательным действиям.

  При выполнении музыкально-ритмических упражнений с фитболами музыка определяет темп и ритм, содействует грациозности и согласованности движений, положительно влият на развитие слуха дошкольников, освобождает педагога от подсчета. С помощью музыки при обучении динамическим упражнениям с фитболами можно ускорить процессы усвоения и укрепления двигательных умений, совершенствуют технику движений, оптимизировать физическую нагрузку посредством мелодичного регулирования продолжительности нагрузки и отдыха. Подвижные игры с музыкальным сопровождением воспитывают у детей временную ориентировку – способность двигаться в рамках определенного времени, соблюдать правила игры, согласовывая свои действия с музыкой и другими детьми.

  Следует обратить внимание на разные виды мячей, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста:

  •  фитболы с ручками («рожками») – наиболее подходящие для занятий с детьми дошкольного возраста, т.к. позволяют выполнять все виды гимнастических упражнений и подвижных игр с мячами;
  •  круглый гладкий мяч – предназначен для обучения разнообрвзным гимнастическим упражнениям и подвижным играм (ха исключением прыжковых движений);
  •  овальный фитбол характеризуют те же функциональные свойства, что и круглый, но он является более устойчивым за счет увеличенной площади поверхности касания с полом – такие мячи подойдут для детей с недостаточным уровнем развития координации и функций равновесия;
  •  фитболы в форме животных (лошадей, дельфинов и др.) отличаются повышенной устойчивостью и безопасности даже при выполнении прыжковых движений – рекомендуется детям раннего возраста;
  •  массажные гимнастические мячи имеют неровную, в форме пупырышек, поверхность, поэтому, кроме нагрузки на мышцы, обеспечивают массажный эффект, улучшают обмен веществ и кровообращение.

 Приведенная классификация средств фитбол-гимнастики и их классификация позволит педагогам спланировать содержание занятий, составить комплексы упражнений в зависимости от направления решаемых оздоровительных, образовательных и воспитательных задач: для анатомического воздействия на определенные мышечные группы, суставы, связки; для развития мышечной силы, гибкости, быстроты движений, выносливости, координационных способностей, функции равновесия; для совершенствования творческих способностей, грациозности и выразительности движений.

Литература:

1. Власенко, Н.Э. Фитбол-гимнастика в физическом воспитании детей дошколнього возраста (теория, методика, практика) / Н.Э. Власенко. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.

2. Лукина. Г.Г. Оздоровительная направленность упражнений фитбол-гимнастики на занятиях с детьми дошкольного возраста в детском саду // Фитнес: становление. Тенденции и перспективы развития: сб. материалов науч.-практ. конф. – СПб., 2006.

3. Потапчук, А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников/ А.а.  Потапчук. Т.С. Овчинникова. – СПб.: Речь, 2009. 

Gerb2 e1581603292742

 

Детский сад-второй наш дом.

Как тепло,уютно в нем.

"Друг за другом мы горой",

Вот девиз у нас такой!

Без відсотків та додаткових комісій взяти кредит на картку цілодобово в Україні. Усі оформлення відбувається через інтернет. Коли приходять фінансові проблеми, сподіватися можна лише на кредит без дзвінків родичам і на роботу начальнику.

Що робити в ситуації, коли потрібні позикові кошти, а застави немає? Взяти позику на картку з автоматичним схваленням онлайн. Деньги, взятые в долг, нужно вовремя возвращать. Выгодный микрозайм без процентов онлайн без отказов на карту. В інтернеті з'явилася можливість оформити онлайн кредит на весілля і відгуляти шикарний банкет вашої мрії. Поспішайте подати заявку. В якому банку можна взяти гроші посеред ночі? Ні в якому, цілодобовий кредит доступний лише в декількох МФО. Бракує буквально кілька тисяч гривень до заробітної плати? Отримайте мікрокредит без відмови і заспокойте свої фінанси.

Когда нужно перехватить буквально несколько тысяч гривен, микрокредит круглосуточно подойдет как нельзя лучше.

Ссылки на cайты учреждений

Управление по образованию Солигорского райисполкома

Главное управление по образованию Минского областного исполнительного комитета

Министерство образования Республики Беларусь

Взять небольшой займ без процентов и кредит без звонков с адекватными условиями. Проверенные и надежные кредиторы. Когда деньги нужны здесь и сейчас, подойдет кредит без поручителей и залога. Недвижимость остается у вас. При першому зверненні кредит без дзвінків на картку видають під символічні 0.01 відсотка в день. Багато МФО України. Кредит без отказа или займ без звонков на карту или наличными в офисе МФО. Еще как вариант можно обратиться в ломбард. Без отказа и проверок в любое время суток взять займ онлайн мгновенно на любые цели. Деньги переводятся на карту сразу же.

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ